11—18 сентября 2018 г.
По Франции с французом! 208-й Пежо на этот раз был белоснежным.
В современном автомобиле добавилось 4 удобных фичи.
1. Если отпустить тормоз, машина с ручной коробкой несколько секунд не откатывается на уклоне. На горке можно спокойно тронуться с места, как на равнине.
2. Центральный замок оптом все закрывает, выключает и складывает зеркала. Больше ничего не пищит, даже если забыл выключить.
3. Подключенный к зарядке телефон сразу договорился со штатной системой без моего участия (хотя такая самостоятельность гаджета порой пугает). На экране машины появился мой маршрут из телефона, а звук переместился в штатную аудиосистему.
4. На экране навигации всегда написана разрешенная скорость на данном участке, даже если не подключать телефон (слева вверху на экране — 90). Есть геопозиционирование, а в машине зашиты свежие карты. Это очень удобно, если прозевал очередной знак ограничения скорости.
Все по отдельности вроде не чудо, и мы не замечаем, как в жизни прибывает удобств и комфорта. Но вспомнив, какими машины были лет 10 назад, понимаешь — будущее уже наступило!
Французы — народ самодостаточный. Живут хорошо, все у них есть, и никакой безумной радости от туристов они не испытывают. Приехали — хорошо, уехали — еще лучше!
Цены в магазинах такие, что Москва сразу перестала казаться мне дорогим городом. После салата за 16 евро и шарика мороженого за 3,50 я понял, что дома зря переживал из-за мороженого по 70 рублей за шарик.
Работают тут, как и во всех жарких странах, с сиестой. Немного утром, немного вечером. В воскресенье не работают — ни магазины, ни рестораны.
«Магазин открыт с понедельника по пятницу...», время и так видно.
Так же и едят. Строго по часам, как в пионерлагере. Обед с 12 до 14, ужин с 19 до 21. В остальное время не работают и еду не готовят.
Заказываете только напитки — идите на веранду. Если горячее, то в зал. А кто хочет только десерт, тот идет лесом, потому что десерт подают только тем, кто заказал горячее. Как все сложно... Но французы, наверное, привыкли.
Зато в каждом кафе и ресторане воду приносят бесплатно независимо от заказа. Во Франции из крана течет питьевая вода, поэтому ее никому не жалко. Я при этом понял важную вещь — в ресторане я чаще всего хочу не выпить, а просто попить. Поэтому при наличии воды без ограничений за обедом или ужином мне оказалось достаточно всего одного бокала вина. В русских ресторанах при цене воды, как у вина, заказывать воду просто рука не поднимается.
Экс-ан-Прованс
Рынки — хорошая альтернатива дорогим ресторанам.
Утром на площади торговля. После обеда все свернут, и рынок сменят столики окрестных ресторанов.
Что тут скажешь...
Пробуй и покупай!
Рыбная часть.
Сырная.
Фруктово-овощная.
Многое готовится тут же и продается горячим по вполне умеренным ценам.
Паэлья, например, очень вкусная. Хотя я всегда считал ее испанским блюдом.
Берем колбасы, сыра, утиный камешек (утиный рулет в желе, иначе говоря, — восхитительная вещь), багет (он не такой деревянный, как в Москве), вина.
И немного оливок.
К вину пригодятся.
Вопрос с питанием решен, можно погулять.
Центральная гулятельная улица Экс-ан-Прованса подрастеряла свои платаны. На место многих из них воткнули реновационные саженцы. Повеяло Родиной...
Для справки — вот какой была улица раньше на рекламных фотографиях (фото Perry Tak).
Прошел еще немного — ну все, как в Москву вернулся.
Плитку меняют,
бордюры обновляют.
Качество работы только отменное. Плитка, в отличие от Москвы, ровная.
Смотрите, какая разуклонка улицы. Вода будет стекать к центру и попадать точно в водосток.
А вот в автобусы провансальцы до сих пор входят только через переднюю дверь. Мы, к счастью, это уже пережили.
Автолюбителей тут держат в строгости, что правильно. Кругом столбики ограничений.
В ассортименте, как говорится.
Какие-то ограничители убираемые, на случай необходимости.
Изгибы проезжей части, чтобы не гоняли.
Для проветривания открывают окна. Никаких кондиционеров на фасадах.
С одной стороны, уровень доверия у французов очень высокий. Машину в аренду мне выдали, даже не посмотрев паспорт. Забирали без всяких документов и подписей. Все за честное слово. Даже плату за аренду списали только спустя неделю после возвращения домой.
С другой стороны, окна первых этажей в решетках. Что никак не говорит о доверии хозяев к окружающим.
Или вот забор частного дома, щедро украшенный битым стеклом. Задумаешься тут...
Вердонское ущелье
Роуминг с интернетом, который в МТС стоит 320 рублей в сутки, себя моментально оправдал. Сначала думал — дорого. Но выяснилось, что если воспользоваться Гугл-картами, то можно исключить из маршрута платные автомагистрали.
Во-первых, экономия средств. Проезд от Ниццы до Экс-ан-Прованса по платной дороге обошелся в 17 евро. Так что роуминг сразу окупится, если уйти с автобанов.
Во-вторых, провинциальные дороги в отличие от трасс очень красивые. Всегда можно остановиться в понравившейся деревне для погулять и выпить кофе.
Платановые обочины,
горные серпантины,
крутые обрывы.
Озеро Сент-Круа.
Любители красивых трасс и видов объезжают Вердонское ущелье поверху по дороге D23.
Маршрут примерно на 1,5—2 часа с учетом постоянных остановок у панорамных видов.
А потом то же самое ущелье можно осмотреть еще и снизу, спустившись к озеру Сент-Круа.
На обоих берегах предлагают лодки и катамараны.
Ну, в путь!
Вот те же на катамаранах — вид сверху.
А еще если не ездить по платным магистралям, то всегда можно зарулить по пути в любое понравившееся шато.
Если видишь растущий виноград, значит рядом делают вино. Нам туда!
Главное, не увлекаться дегустацией. Но как же здорово купить бутылочку на вечер, так сказать, у производителя!
До этого был Стамбул |
Потом снова была Франция |